ГУО
be |  ru |  en |     

ГУО "Средняя школа д.Изабелин"

Учиться - здорово!

герб

Методическая копилка

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Этап проверки домашнего задания и подготовительной работы к усвоению нового материала

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, учащиеся выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень усвоения материала отдельными учащимися довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе можно практиковать анализ ответа учащегося не учителем, а другим учащимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ученикам. За анализ ответа тоже можно выставить отметку.

Можно проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестов программ, когда компьютерная программа комментирует ученику его отметку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им.

Самопроверка – форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающие ещё раз анализируют свою работу, оценивают её, что развивает самоанализ и самооценку.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Во взаимопроверке возможен и полезен вариант «Веер». Проверив на перемене работы нескольких учащихся, назначают консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочная проверка проводится чаще всего письменных работ, называются отдельные учащиеся на перерыве перед уроком или во время самостоятельной работы, проверяются их домашние задания полно и глубоко, затем анализируется общая картина ошибок и недочётов. Или же в собранных со всего класса тетрадях проверяются отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

На этапе подготовительной работы к усвоению нового материала: для учащихся с низкой мотивацией проводятся консультации (аналогичный материал и несколько простых практических заданий), т.е. подготовка к овладению знаниями и умениями; для учащихся с высокой мотивацией организуется самостоятельная работа (постановка задач, установление связей с другими темами).

Этап изучения нового материала

Приём многократного объяснения нового материала.

Суть приёма заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал. После первого объяснения некоторые учащиеся приступают к самостоятельной работе – они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание №1. Для учащихся, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель ещё раз повторяет объяснение, использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание на главные выводы. После этого ещё часть учащихся приступает к самостоятельной работе – выполняют дифференцированное задание №2. Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором делается акцент на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать к участию в объяснении нового материала.

Приём, основанный на использовании разных методов обучения.

Первое ознакомление с новым материалом можно провести на основе проблемных методов обучения и частично-поискового метода. При этом используется схематическая наглядность, знаковые модели. При повторном объяснении используется объяснительно-иллюстративный метод (желательно активизировать детей, задавая им вопросы, привлекая их к объяснению).

Приём дифференциации работы по степени самостоятельности.

Данный приём используется для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Учащиеся с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно (составление и заполнение таблиц, открытие новых вычислительных приёмов по аналогии с ранее изученными и т.д.), остальные знакомятся с материалом под руководством учителя.

Приём ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы.

Используется исследовательский метод, предполагающий открытие нового материала без руководства учителя. Для этого создаются гетерогенные группы. В них объединены учащиеся с разным уровнем обучаемости, поэтому в процессе коллективного обсуждения проблемы происходит естественная дифференциация. Одни учащиеся выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют и т.д. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя. Сопоставляются мнения групп, делается окончательный вывод. Вывод может быть оформлен в виде памятки, алгоритма, схемы и др.

Необходимо помнить, что при ознакомлении с новым материалом для одних детей требуются зрительные опоры, для других – восприятие на слух, для третьих – выполнение практических действий, записей и др.

Этап закрепления знаний и формирования умений и навыков

основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Данные подходы осуществляются в виде заданий различной трудности и характера:

адаптивные упражнения (их цель помочь более слабым учащимся, или они направлены на формирование речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учётом особенностей учащихся, их интересов, контекста деятельности);

корректирующие упражнения (способствующие ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов);

совершенствующие упражнения (шлифовка всех компонентов и формирование индивидуальности).

По технологии дифференцированного обучения предусматривается работа в трёх группах: 1-я, 2-я группы выполняют тренировочные упражнения на сравнение, сопоставление, задания, требующие разнообразных вариантов решения; 3-я группа выполняет упражнение с использованием комментированного объяснения под руководством учителя.

При закреплении материала с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Используется взаимопомощь, когда сильные учащиеся помогают справиться с практическим заданием более слабым. Практикуются коллективные проекты с различным комплектованием групп. При подведении итогов урока используются мини-тесты (на выборку и по методу исключения понятия). Домашнее задание распределяется по группам (для самых сильных – опережающие задания творческого или поискового характера).

Этап контроля знаний и оценивания учащихся

При подготовке к урокам необходимо проанализировать цели урока, программный материал, определить место контроля на уроке, объём и степень его сложности и в зависимости от этого определить виды дифференцированного контроля.

Не каждый урок должен иметь дифференцированный контроль, нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока.

При письменном опросе необходимо использовать карточки различной степени сложности, разноуровневые тесты. Можно использовать для контроля знаний нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для разных групп дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1-ой группы – только цель, для 2-й группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3-ей группы – подробная инструкция выполнения.

При устной проверке знаний: первыми рекомендуется вызывать более слабых учащихся, сильные дети исправляют и дополняют ответы. Учащиеся с высокой мотивацией находят дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику после изучения каждой темы и в ходе изучения темы.

При использовании дифференциации важна оперативная обратная связь. На основе диагностического контроля учитель проводит тщательный учёт выполнения работы учащимися, определяет динамику их развития. В соответствии с этим изменяется состав групп, характер дифференцированных заданий. Если учёт покажет, например, что ученик легко справляется с репродуктивными заданиями, то на следующем уроке ему можно предложить задание с элементами творчества.

Распределение учащихся по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учащихся, относящихся к одной группе, усложняют, тем самым они от урока к уроку достигают более высокого уровня овладения знаниями и умениями, продвигаются вперёд.

Словарь педагогических терминов определяет дифференциацию как форму учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференцированным считается образовательный процесс, основанный на учёте типичных индивидуальных различий учащихся.

Выделяется два основных вида дифференциации обучения школьников. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение) – создание особых типов школ и классов. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы) – организация внутри класса по группам работы учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
  3. Распределение учащихся по группам с учётом результатов диагностики.
  4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение критериев дифференциации

Большинство классных коллективов являются разноуровневыми. Учителя обычно выделяют группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие – способности учащихся.

Основные критерии дифференциации: готовность к обучению (учитывается предметная готовность, то есть наличие определённых знаний и умений, например, умение ребёнка читать), обученность (включает как «наличный», имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения, т.е. умение учиться), обучаемость (восприимчивость школьника к обучению, т.е «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»). Также могут использоваться и другие критерии, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности.

Педагоги в своей практической деятельности выбирают критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.

Проведение диагностики

Учитель может использовать в своей работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом, но ему необходимо и самому проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности используют работы проверочного характера, устные ответы у доски, результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий и т.д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.

Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Школьники с высокой обучаемостью обычно справляются с ними самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью выполняют задание только с помощью или вообще не выполняют его.

Выводы об уровне развития и обученности школьников делаются на основании результатов диагностики психолога, а также анализа деятельности учащихся.

Распределение учащихся по группам

На основе результатов диагностики учитель распределяет учащихся по группам (уровням), однако делать это надо достаточно корректно. Некоторые способы дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.

Определение способов дифференциации

Учитель с учётом типа урока, его цели и содержания определяет, необходима ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т.д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся

Учитель предлагает школьникам разноуровневые задания на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях ученикам даются индивидуализированные задания, проводится индивидуальная работа.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх и более вариантах, устные указания. Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы. Например, учащиеся индивидуально выполняют разноуровневые задания, затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе.

Диагностический контроль за результатами работы учащихся

Важна оперативная обратная связь. Если ученик справляется с репродуктивными заданиями, то ему предлагается упражнение с элементами творчества, хотя возможен и обратный процесс. Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым дети от урока к уроку достигают всё более высокого уровня знаний и умений, продвигаются вперёд.


Способы дифференциации учебной работы школьников

Способ 1. Дифференциация содержания учебных заданий

Содержание учебных заданий дифференцируется по уровню познавательной деятельности, по уровню трудности и по объёму.

Репродуктивный характер познавательной деятельности требует воспроизведения знаний по образцу, в знакомой ситуации. Продуктивный характер познавательной деятельности требует применения знаний в незнакомой ситуации. Творческий характер познавательной деятельности предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, способность видеть структуру объекта, умение видеть различные способы решения проблемы.

Кроме основного задания, даётся дополнительное, чаще аналогичное основному, однотипное с ним. Задания могут быть творческие, где сочетаются различные способы дифференциации.

Способ 2. Дифференциация по способам организации деятельности учащихся

При едином содержании задания дифференцируются по степени самостоятельности учащихся (одинаковые упражнения, одни их делают самостоятельно, другие под руководством учителя); по степени и характеру помощи учащимся (дозированная помощь учителя трёх видов: стимулирующая, направляющая, обучающая. Стимулирующая – разъяснение задания, указание на ошибку. Направляющая помощь – даётся подсказка, актуализирующая знания. Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не справляется самостоятельно с заданием, её целесообразно проводить в виде беседы с намечающейся последовательностью действий); по характеру учебных действий.

Способ 2. Дифференциация по способам организации деятельности учащихся

Разноуровневый контроль знаний, умений, навыков вошёл в систему работы каждого учителя, так как он даёт возможность видеть каждого ученика, способствует повышению качества знаний.

Первый уровень: репродуктивная деятельность.

Задания на воспроизведение фактологического материала, решение задач по алгоритму, образцу: перечислить (назвать) даты, части, свойства, элементы объекта, процесса; дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; нарисовать строение объекта и подписать его части, элементы; выбрать правильный ответ (из текста, рисунка, схемы); решить задачу по образцу, алгоритму, знакомой формуле.

Второй уровень: реконструктивная деятельность.

Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию): определить сходство А с В по критерию, признаку; определить отличие А от В по критерию; дать определение термину, понятию; назвать существенные признаки объекта, процесса, класса, типа, явления; решить задачу на применение знаний в незнакомой ситуации, задачу в несколько действий.

Третий уровень: продуктивная деятельность.

Задания на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей: доказать, что…; объяснить явление, процесс; определить, что произойдёт, если…; решить задачу несколькими способами; решить задачу нестандартным способом; придумать, подобрать предложение, слово, задачу по схеме; написать эссе, сочинение, выполнить задание исследовательского характера.

На разных ступенях обучения применяются проверочные работы.

1 тип. Предполагает добровольный выбор учащимися варианта уровневых заданий на отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Учащиеся, получившие отметки ниже ожидаемых, имеют право на повторный контроль. С такими типами заданий хорошо справляются ученики старшей ступени обучения, адекватно оценивающие свои знания.

2 тип. Предполагает выбор не менее четырёх из шести разноуровневых заданий (по два задания на каждый уровень).

3 тип. Состоит из двух видов заданий (типовых и повышенной трудности) и направлен на формирование положительной мотивации к выбору заданий повышенной трудности для получения более высокой отметки. Рейтинг каждого задания известен ученикам заранее, поэтому они могут ориентироваться не только на трудность (уровень) заданий, но и на желаемую отметку.

Включение разноуровневых заданий в контроль ЗУН способствует повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности, повышению результатов выпускных экзаменов и ЦТ.

В целом дифференциация и индивидуализация обучения способствует развитию потенциала как школьников, так и педагогов, помогает избежать усреднения. Это важнейший фактор повышения качества образования, здоровьесбережения обучающихся.

Надеемся, вам помогут некоторые советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, имеющих одарённых детей.

  • Я отвечаю на вопросы ребёнка терпеливо и честно.
  • У нас дома есть место, где ребёнок может демонстрировать свои работы.
  • Я не ругаю ребёнка за беспорядок в комнате, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
  • Я показываю ребёнку, что он любим независимо от его достижений.
  • Я приучаю ребёнка к чтению с детства.
  • Я покупаю ребёнку книги, связанные с его интересами.
  • Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
  • Я внимательно отношусь к потребностям ребёнка.
  • Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребёнком наедине.
  • Я поощряю участие ребёнка в планировании семейного бюджета.
  • Я не ругаю ребёнка за его неудачи и ошибки.
  • Я хвалю ребёнка за учебную инициативу.
  • Я побуждаю ребёнка учиться решать проблемы самостоятельно.
  • Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.

Никогда не отмахивайтесь от проблем ребёнка, учите его не воспринимать любую неудачу как трагедию, всегда находите слова поддержки.

Будьте чутким собеседником, совместно с ребёнком обсуждайте самые сложные вопросы, побуждайте ребёнка к самостоятельному решению проблем.

Избегайте крайностей: с одной стороны, не возводите ребёнка на пьедестал, а с другой – не допускайте принижения его достоинства.

Каждый – велик. Только часто об этом не знает.

Каждый – талант, если только себя развивает…

Э.Скобелев

Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. 

К.М.Коджаспирова

Уровни самообразования

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога, находящегося на данном уровне, характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Второй уровень – средний. Для педагога, находящегося на данном уровне, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагогов этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляемое на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Четвертый уровень – наивысший. Характерен для таких педагогов, которым данный вид деятельности представляется постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.

Источники самообразования

Источниками самообразования педагога являются: нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность системы общего среднего образования; психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, справочная и публицистическая литература, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет; удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность; повышение квалификации на базе ИРО, АПО; практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт; участие в инновационной деятельности; обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности; хобби.

Этапы самообразовательной деятельности педагога

1. Самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин.

2. Осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития (в зависимости от уже имеющегося уровня: совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, формирование педагогического мастерства, творчества); самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей.

3. Актуализация проблемного поля самообразования.

4. Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой.

5. Реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме.

6. Демонстрация наработанного материала (презентация, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодических педагогических изданиях).

7. Самоконтроль выполнения запланированного.

8. Корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости).

9. Самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана.

10. Определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направленной деятельности.

Варианты планов самообразования педагогов

Первый вариант – для педагогов, работающих в режиме функционирования (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги).

1. Тема самообразования.

2. Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.

3. Разделы плана:

а) задачи деятельности по каждому направлению;

б) содержание деятельности;

в) сроки реализации запланированного;

г) форма представления результатов работы;

д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);

е) пути дальнейшей работы по направлениям.

4. Направления деятельности:

а) изучение литературы по теме самообразования;

б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;

в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;

г) разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы;

д) формирование авторской дидактической системы;

е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;

ж) самоанализ проведенной работы и ее результатов.

Второй вариант плана – для творчески работающих педагогов.

1. Тема самообразования.

2. Цели и задачи самообразования.

3. Содержание работы.

4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.).

5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.).

6. Этапы работы:

а) диагностический (анализ затруднений, выявление существующих противоречий, изучение литературы и имеющегося опыта по изучаемой проблеме);

б) прогностический (определение целей и задач исследования, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов);

в) организационный (составление программы исследования, продумывание методического сопровождения, подготовка базы для исследования);

г) практический (проведение констатирующих срезов, реализация авторской технологии, методики, системы, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка хода работы);

д) обобщающий (обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ полученных результатов, корректировка гипотезы, описание и оформление результатов исследования);

е) подведение итогов (доклад, презентация, выставка, мастер-класс, публикация, издание пособия и др.);

ж) этап распространения результатов исследования (мастер-класс, творческая лаборатория, педагогическая мастерская, выступление на научно-практической конференции).

Памятка для педагога по составлению

самообразовательной программы

Название программы должно проистекать из конкретной проблемы профессиональной деятельности педагога.

Формулировка нужна краткая, емкая, отражающая содержание образовательной деятельности.

Объем программы: 15-20 печатных листов.

Структура программы

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания проблемы («Что я хочу сделать и почему?»)

1.2. Вводная характеристика проблемы, степень неразрешенности проблемы, обоснование ее актуальности.

1.3. Цель (важно указать на непосредственно результат деятельности), формулировка задач.

1.4. Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

1.5. Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).

1.6. Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).

1.7. Тезаурус (понятийный словарь).

2. Технологический план-график самообразования

Пошаговая реализация самообразовательной деятельности

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации (методы, формы)

Ресурсы

Результат

1. Подготовительный этап

Изучение специальной литературы, диагностика проблемы, обоснование целесообразности разработки данного вопроса, корректировка темы, шагов ее реализации

По каждому шагу (с указанием срока выполнения)

Изученная литература. Основные формы самообразования (беседы, встречи, опыты, экскурсии, дискуссии и т.д.)

Анализ, классификация, систематизация, диагностика, оценка

Наличие или создание необходимого оборудования, средств и способов поддержки самообразовательной деятельности

Трансформирование, переопределение цели деятельности – приобретение теоретических знаний по проблеме

2. Основной этап

Формируется по тому же алгоритму, что и подготовительный этап, а его содержание зависит от конкретной цели и темы работы

3. Заключительный этап

Формируется по тому же алгоритму, что и подготовительный этап, а его содержание зависит от конкретной цели и темы работы

3. Оценка эффективности самообразовательной работы

3.1. Критерии оценивания эффективности работы по самообразовательной программе (показать, каким образом и за счет чего она будет оцениваться).

3.2. Результаты работы.

3.3. Определение показателей выполнения каждой задачи и способа анализа этих показателей.

3.4. Разработка системы проверки результативности работы на основе описания планируемых результатов.

3.5. Результат работы по самообразовательной программе – определение объема предметных действий, развитие способностей, повышение престижа, улучшение показателей, отбор результатов для презентации.

4. Механизм презентации достигнутых результатов

5. Литература

Алгоритм самообучения

1. Систематически работайте над расширением своего кругозора. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие вас профессиональные вопросы.

2. Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами, выдвигайте идеи, делитесь опытом, взаимодействуйте.

3. Будьте активны и заинтересованы в делах своего учреждения образования, не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения, дел, но учитесь своевременно целенаправленно расслабляться.

4. Научитесь извлекать уроки не только из позитивного опыта, но и из негативного, так как и тот и другой дает нам возможность развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.

5. Учитесь определять приоритеты в профессиональной деятельности.

6. Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники.

7. Не бойтесь экспериментировать.

8. Развивайте свои способности в выдвижении и решении проблем. Исследуйте источники проблем и связывающие их факторы.

9. Идеи рождаются в делах. Записывайте приходящие в голову альтернативные решения и связанные с ними важные моменты, иначе они могут забыться.

10. Развивайте уверенность в себе. Формируйте личностно-профессиональную самодостаточность. Избегайте всяческих помех при занятии творческой работой, особенно в ее начале.

11. Старайтесь заниматься творческой работой, когда находитесь в хорошем настроении. Научитесь вознаграждать себя и доверять себе и своему опыту: заинтересованность в деле и огромное желание решать проблемы исключительно важны на начальной стадии творческого поиска.

12. Шлифуйте авторские идеи до блеска и учитесь их грамотно подавать. Помните, что «пишущими» становятся в процессе практики «писания».

13. Учитесь работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Цените мнение коллег, даже если оно расходится с вашей точкой зрения.

14. Осуществляйте сотворческую деятельность.

15. Любите то, что вы делаете, и тех, ради кого вы это делаете.

Литература

1. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения/ А.А.Глинский – Минск: Зорны Верасок, 2010.

2. Пашкевич, Т.Ф. Самообразование как интеллектуальное творчество педагога / Т.Ф.Пашкевич // Народная асвета. – 2008. - №6. – С.28-34.

3. Крисенок, Л.Г. Педагогическая мастерская «Развитие личности педагога / Л.Г.Крисенок // Народная асвета. – 2013. - №5. – С.18-23.

4. Жичко, Р.В. Педсовет: пополнить каждый день педагога новым знанием / Р.В.Жичко // Народная асвета. – 2013. - №7. – С.34-36.

5. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А.А.Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 295с.

6. Горанская, Е.И. Комплекс компетенций профессионально стабильных педагогов / Е.И.Горанская // Народная асвета. – 2012. - №10. – С.41-45.

7. Павловская, Л.Ф. Педсовет «Модель личности педагога в современной школе» / Л.Ф.Павловская // Народная асвета. – 2011. - №4. – С.49-51.

8. Глинский А.А., Маевская В.Л. От совершенствования уровня мастерства учителя к успешности в работе/ А.А.Глинский, В.Л.Маевская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. - №12. – С.1-4.

9. Гречихо, Е.В. Разработка программы по самообразованию: справочные и методические материалы для педагогов/ Е.В.Гречихо – Мозырь: Содействие, 2010.

10. Глинский, А.А. О самообразовании педагогов как основе их профессиональной успешности/ А.А.Глинский // Минская школа сегодня. – 2014. - №9-10. 

Ссылка


Ссылка


Ссылка







Ссылка


Ссылка


ЗаПаСка - это Знай, Помоги, Спаси. Это мобильный помощник и советчик в области безопасности жизнедеятельности. Когда возникают проблемы и нужно быстро действовать многие из нас теряются и не знают, что делать. Лучшее решение - это воспользоваться этим помощником.

  • Пункт ЗНАЙ содержит более 40 тем для изучения, расположенных в алфавитном порядке (например, «Гроза», «Железная дорога», «Интернет», «Пожарная безопасность» и др.) с правилами и советами поведения в различных ситуациях, связанных с безопасностью;
  • Пункт ПОМОГИ содержит более 20 тем, распределённых по 11 группам (например, «КРОВОТЕЧЕНИЕ», «ОЖОГ», «ТРАВМЫ», «УКУСЫ» и др.), связанных с оказанием первой медицинской помощи, что поможет вам самостоятельно оказать посильную помощь до прибытия медиков;
  • Пункт СПАСИ содержит 9 тем, (например, «Вода», «Газ», «Лёд», «Электричество» и др.), связанных со спасением человека. Это поможет правильно среагировать и знать, что делать, когда жизнь человека зависит от быстрых и правильных действий спасателя в критических ситуациях;
  • Умный поиск позволяет быстро вывести список и просмотреть статьи с искомым ключевым словом. Список статей хранится до выхода в главное меню;
  • Есть возможость быстро связаться с экстренными службами;
  • Онлайн-карта с несколькими режимами отображения;

Всё это - мобильное приложение ЗаПаСка. Оно станет необходимым помощником, советчиком и другом, который находится всегда под рукой и поможет избежать беды и принять правильное решение в экстренной ситуации.