герб
be |  ru |  en |     

Государственное учреждение образования "Средняя школа д.Изабелин"

Учиться - здорово!

Группы продлённого дня

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ

Вспомни уроки на завтра (посмотри расписание уроков в дневнике).

Определи порядок выполнения по предметам.

Приготовь все вещи, необходимые для выполнения домашнего задания по предмету, остальное убери.

Продумай ход выполнения первого урока (воспользуйся памяткой, если испытываешь затруднения).

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ

Вспомни рассказанное учителем на уроке.

Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.

Читай внимательно и старайся запомнить основное.

Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия.

Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.

Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.

Расскажи прочитанное про себя и вслух.

Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему.

Для лучшего запоминания дат сравнивай с теми, которые хорошо помнишь.

 

ПАМЯТКА "КАК НАДО ГОТОВИТЬ "ЧТЕНИЕ"

Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

Поработай над этими словами (прочитай несколько раз).

Выясни значение всех непонятных слов из словарей, у взрослых.

Прочитай текст повторно, перескажи его.

 

ПАМЯТКА "ПРАВИЛА БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ"

При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести; большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью, перед уроком перескажи с учебником в руках.

При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно вслух сразу. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой.

 При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона, сравни с известными тебе правилами, определениями, подбери пример; читай медленно 2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, расскажи без книги.

ПАМЯТКА "ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ"

Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.

Располагайся удобнее, так как учат в школе.

Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.

Если надо посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе, под руководством учителя.

Не спеша приступай к выполнению.

Пиши не торопясь, но не слишком медленно. Не отвлекайся посторонними делами.

Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища.

Отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.

ПАМЯТКА "КАК НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ(белорусскому) ЯЗЫКУ"

Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

Если нужно, найди и еще раз прочитай правило, приведи собственные примеры к нему.

Выполняй упражнение, все время сверяйся с правилом.

Проверь работу (используя учебник, таблицу, словарь).

ПАМЯТКА "КАК НАДО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ"

Прочти внимательно условие задачи.

Продумай, что значит каждое число.

Прочти вторично условие задачи, выдели слова, имеющие существенное значение для решения.

Зарисуй условие или запиши кратко.

Подумай, что нужно, чтобы ответить на вопросы задачи, что уже известно из условия задачи, а что нужно найти.

Составь план решения задачи (устно).

Реши задачу и проверь решение.


Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их фактическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

• расширение границ учебной работы;

• углубление содержания учебных предметов;

• получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

• закрепление и повторение изученного на уроках материала;

• упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

• развитие интереса к учению;

• приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

• формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации.

Основными этапами самоподготовки являются:

• подготовка детей к работе (организационный этап);

• самостоятельное изучение материала;

• самоконтроль и самооценка;

• заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3. Чистота оконных стекол.

4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6. Поддержание нормального температурного режима.

7. Регулярное проветривание классных комнат.

8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11. Поддержание чистоты и порядка в классе.

12. Соблюдение школьниками личной гигиены.

13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14. Проведение «физкультминуток».

15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16. Устранение шумовых раздражителей.

17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь требованиями к проведению самоподготовки, сможет поддерживать необходимый порядок для самостоятельной работы учащихся.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Если хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в ГПД с удовольствием, то:

  • Не говорите о ГПД плохо, не критикуйте воспитателя в присутствии детей. Придите в школу и постарайтесь во всём разобраться. Помните, воспитатели не желают плохого Вашему ребёнку.
  • Не спешите обвинять воспитателя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Помните! Родители несут ответственность за поведение своих детей. (Закон об ответственности родителей за воспитание детей) Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
  • Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые преставления, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
  • 90% влияния на поведение детей оказывают родители. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. Как было уже сказано, в процессе формирования личности семья играет главенствующую роль, подчеркнем – семья! Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между его членами.
  • Воспитанные родители, любящие и эмоционально уравновешенные, создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.

Родителям о группе продленного дня

Не очень легко вашему ребёнку со сложенными за партой руками отсидеть четыре или пять уроков (а то и все шесть), имея такие короткие перемены, чтобы потом в группе продленного дня вести себя ангелом. Это сложный вопрос и потому здесь мы подводим вас, уважаемые родители к тому, что работа воспитателя ГПД не менее важна, чем работа учителя. Это такой же фундамент будущих знаний ребенка.

Эта статья для родителей, потому что невольно фигура воспитателя отходит на второй план. Это и беда нашего образования. Поэтому расскажем о работе воспитателя, так как редкий родитель представляет, что, кроме того, что ребенок выполнит домашнее задание и пообедает, еще что-то делает, пока за ним не придут, не представляет, сколько у воспитателя работы с вашим ребенком.

У воспитателя ГПД такие же планы и они имеют такие же разряды и аттестации, как и учителя. То есть помните всегда, что это педагог, а не нянечка. Поэтому занять вашего ребенка непросто. Воспитатель, кроме закладывания основы будущих знаний отлично формирует творческое мышление, на что собственно и делается упор в непрерывном воспитательном и учебном процессе, который в отличие от учителя, воспитателю приходится совмещать более плотно, чем учителю проводящему уроки.

Праздники, проведение разных познавательных игр, перечень не стоит приводить, методик достаточно много и множество разнообразных приемов, которыми пользуется воспитатель, не менее важны, чем и сам учебный процесс. Если вы любознательны, воспитатель и так вас с удовольствием ознакомит с мероприятиями.

Первый совет - имейте такой же тесный контакт с воспитателем, как и с учителем. Выполнение домашнего задания и закрепление усвоенного материала по предметам, то есть повторение, что является залогом тренировки памяти и решения любой поставленной задачи.

Второй совет - не теряйте контакт с воспитателем, он, вполне возможно, даст вам больше информации о ребенке, о его слабых и сильных сторонах, а о поведении вы получите самую достоверную информацию не для того чтоб отругать его, а направить совместными усилиями озорника на истинный путь. Никогда не вздумайте кричать на ребенка после беседы с воспитателем. Школьные собрания, на которых присутствует неизменно воспитатель, для спокойного ребенка достаточны, но для детей неспокойного склада характера годится только индивидуальная беседа с воспитателем.

Третий совет - помните, что в тандеме - семья, учитель и воспитатель вы все вместе добьетесь хорошего результата. Никто не будет оспаривать истины, что упущенное очень трудно наверстать. С лаской и любовь дома объясните, что в ГПД работа ребенка имеет такое же значение, как и на уроке учителя.

Четвертый совет - обязательно отдавайте ребенка в ГПД. Преимущества. Он под контролем, не придется заставлять учить уроки, накормлен и со сверстниками закрепляет полученные знания и формируется как творческая личность. Старенькая дома бабушка, если она не педагог, мало что даст вашему ребенку в плане учебы и развития.


Советы по развитию внимания у ребенка

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.

3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения. Например, младшему школьнику можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету), на котором он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников вместо газеты можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.

От степени развитости объема, концентрации и переключаемости внимания во многом зависит успех обучения ребенка в школе. Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.

Игра «Угадай слово». Играют несколько человек, один игрок выходит ("водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово "дом», "водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква «д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга»- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.

Игра «Исключение». Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.

Игра «Что изменилось?». Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», "водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а "водящий” должен понять, что изменилось.

Игра «Цифры-фигуры». Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.

Упражнение на объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.

Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.

Несколько советов родителям:

- во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;

- когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;

- задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;

Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание и его успехи вас удивят.

Развитие памяти у школьников

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.


Рекомендации для родителей гиперактивных детей

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют (например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не уста-ют. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».


Советы родителям от воспитателя ГПД

1. По возможности забирайте ребёнка домой пораньше – ребёнок устаёт находиться в одном и том же помещении много часов.

2. Не делайте уроки после восьми вечера, ребёнок устал и плохо соображает.

3. Не разрешайте играть детям в гаджетах больше 30 минут, а тем, кто берёт их с собой в школу не разрешайте играть вообще.

4. Старайтесь вечером проводить с ребёнком больше времени.

5. Читайте вместе с ребёнком, используйте ролевое чтение.

6. Хвалите его за хорошее поведение, за успехи в учёбе.

7. После жалобы воспитателя не ругайте ребёнка сразу, а побеседуйте с ним, пусть он сам вам расскажет о возникающих ситуациях.

8. Выслушивайте сразу то, что ребёнок рассказывает вам о прошедшем дне.

9. За враньё ребёнка следует стыдить, а в определённые моменты и ругать.

10. Проведите беседу о том, что недопустимо брать чужое без спроса. Также недопустимо лазить в стол воспитателя.

11. Разъясните ребёнку, что воспитатель ГПД тоже учитель, но он не ведёт уроков, а проводит время с теми, кого родители не могут забрать из школы рано.

В группе продлённого дня можно играть, гулять, делать домашние задания. Но во всех играх должна быть мера: нельзя кричать, драться, бегать по классу, выходить из класса без разрешения.


Памятка родителям при составлении безопасного маршрута школьника

Дорогие родители! Помогите вашему ребенку сохранить жизнь и здоровье на дороге. Эту трудную задачу облегчит создание вами семейных учебных пособий.

Вместе с детьми составьте схему маршрута «Дом - школа - дом» с детальным описанием особенностей каждого перехода через дорогу и мест, требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других постоянных маршрутов вашей семьи («Дом – сельская библиотека», «Дом - дом бабушки» и т.д.), а также планы окрестностей дома и школы с их описанием.

Рекомендуем:

1. Вместе с ребенком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначить, по какому маршруту идти нельзя.

2. Дома вместе с ребенком составить схему рекомендуемого маршрута и описание к ней.

3. Пройти маршрут вместе с ребенком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.

4. Регулярно тренировать внимание ребенка, превращая его знания в навыки поведения.


Памятка школьнику "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ"

Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения или вовсе их не знают. Давайте сейчас, прочитав эту памятку, запомним основные правила и не будем их нарушать.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

  • Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.
  • Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.
  • На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.
  • Выйдя из автобуса не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
  • Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.
  • Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
  • Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
  • Умейте пользоваться светофором.

Помните! Только строгое соблюдение правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.


Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
  • Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения
  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

Документация воспитателя группы продлённого дня

1. Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения

2. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня

3. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения

4. Перспективный план работы воспитателя на учебный год

5. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели

6. Ежедневный план работы

7. План работы с законными представителями учащихся

8. Журнал группы продлённого дня

Кроме того, воспитатель группы продлённого должен иметь рабочие материалы для проведения самоподготовки, клубных часов, занятий по интересам, спортивных часов, прогулок


Нормативные правовые документы и планирование

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 N 201 "Об утверждении Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих общеобразовательные программы общего среднего образования, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь"

Кодекс Республики Беларусь об Образовании Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

Кодекс Республики Беларусь об Образовании Статья 268. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2012 г. N 206 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. № 525 Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований


Рекомендации и памятки:

Физкультурные минутки

Гимнастика до учебных занятий

Ежедневные занятия физической культурой

Методические рекомендации по составлению режима группы продлённого дня

Методические рекомендации по планированию работы воспитателя

Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий

Методические рекомендации к проведению спортивных часов

Обязанности воспитателя группы продлённого дня

Рекомендации по самоподготовке в группе продлённого дня

Рекомендации по ведению журнала

Памятка по оформлению кабинета

Организация воспитательного процесса в группе продлённого дня

Формирование межличностных отношений в условиях ГПД

Форма работы с воспитателями ГПД


Экологическое воспитание

Экологическая направленность в ГПД

Каталог форм экологических мероприятий


Экономическое воспитание

Формирование экономических представлений

Разработка занятия по экономической грамотности


Физкультурно-оздоровительная работа

Классификация детских игр

Прогулки

Игры

Игры с прыжками

Игры, преимущественно с бегом

Игры с построением и перестроением

Игры в зимний период времени

Игры малой и средней интенсивности

Игры по формированию культуры поведения

Игры с бросанием, передачей и ловлей мяча

Игры для 1 класса

Игры для 2-3 класса

Игры для 4 класса

Рэжым групы падоўжанага дня 

Час

Рэжымныя моманты

13.40 –13.50

  Прыём дзяцей

13.50–14.40

Агульнаразвіваючыя заняткі на свежым паветры, аб’яднанні па інтарэсах

14.40–15.00

Абед

15.00–16.00

Самападрыхтоўка

16.00–16.35

Заняткі ў памяшканні, свабодная гульнёвая дзейнасць

16.35-16.40

Адыход дзяцей дамоў