ГУО
be |  ru |  en |     

ГУО "Средняя школа д.Изабелин"

Учиться - здорово!

герб

Специальное образование

Уважаемые родители!

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Основные направления работы учитель - дефектолога в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что учителя- дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.

Уважаемые родители!

Обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с учителем-дефектологом, находятся под особым контролем у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите учителю-дефектологу, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть учитель-дефектолог (логопед), вы делаете большую ошибку.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у учителя-дефектолога на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются учащиеся с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Учитель-дефектолог ведёт групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Подгрупповые занятия длятся 35 минут, индивидуальные - 20 -40 минут. В каждой группе по 5-6 человека занятия длятся 45 минут. Необходимость в дальнейшем обучении с учитель - дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года на районной психолого-педагогической комиссии в центре коррекционно-развивающего обучения и развития.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

«Один звук»

У игры три варианта: Из каждого слова надо исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: ГОРСТЬ — ГОСТЬ. Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран. За каждое новое слово — одно очко. Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ — КРОТ. Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа (м), шар (ф), усы (б), укус(с). Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ — МОРЖ. Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска(м), песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет (ц), полено (к), рамочка (м).

«Столбики слов»

Приготовьте бумагу, карандаш. Ведущий пишет слово. Задача игроков — записать в столбик пять слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово. Ведущий устанавливает время (3-4 минуты, если играют дети. Для взрослых, ради смеха тоже можно сыграть, но время определить в секундах, например, 30 с. или даже меньше), а игроки пишут как можно больше слов. Пример: данное слово — БУКВА. Бук уж катер волк астра беда утка кирка веревка арбуз В столбиках может быть любое количество букв, которое заранее оговорит ведущий.

Правильное дыхание - залог красивой речи, возможность управлять своим речевым аппаратом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь контролировать своё дыхание, с тем, чтобы речь его "лилась" плавно, чтобы не разрушалась логика фразы.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Так, чтобы научиться выговаривать звуки с, з, ш, ж, р ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Если ребёнок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он может соотносить размеры объёма лёгких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то у него редко возникает сложности с дыханием. Однако для приобретения таких навыков необходима постоянная тренировка дыхательного аппарата. Для развития аппарата, быстрого
освоения трудных звуков, достижения плавного выдоха необходимо обязательное проведение с детьми игр и упражнений на развитие речевого дыхания. Такие упражнения полезны также при нарушении плавности и темпа речи.

При проведении игр и упражнений отрабатываются и отдельные навыки:
• развитие умения делать плавный вдох, не добирая воздуха;
• произнесение звуков протяжно на одном выдохе;
• развитие долгого выдоха при произнесении звуков определённой высоты и силы.

ПРИРОДА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Наш речевой аппарат часто сравнивается с органом или гармонью.
Подобно этим инструментам он имеет -лёгкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, и сжимаясь, этот воздух выталкивают.
В естественной речи последовательно повторяются: вдох-выдох-пауза (отдых мышц).
Звуки образуются при выдохе. Поток воздуха через трахею попадает из лёгких в гортань и оттуда в полость рта, проходя через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Струя воздуха под действием вибрации голосовых связок создаёт звуки голоса, сопровождаемые шумом.
Таким образом, более активно в формировании устной речи участвует выдох. Длина его непосредственно связана с увеличением объёма лёгких.


ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
ПОДУЕМ НА ОДУВАНЧИК
Сорви одуванчик, поднеси к губам и пытайся сдуть парашютики во время одного долгого выдоха.
ПОДУЕМ НА ЛИСТИКИ
На ладошку положи лист, вырезанный из бумаги и сдуй.
ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ
На столе лежит бумажная снежинка, дуй, следя за её движением.
НАДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ
Составить из кулачков трубочку и дуть в неё, наклонив голову вниз. Надувай щёки, как воздушный шар. Вдыхай воздух носом и выдыхай с закрытым ртом, раздувая щёки.
ПОВЗДЫХАЕМ
Расширяем представление о выразительных возможностях звукосочетаний.
Изобрази различные состояния (чувства страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов ох, ах, ух, эх, ой-ой, ай-ай, ая-яй.
ДОЖДЬ И ДОЖДИК
Ребёнок сверху вниз проводит длинные и короткие полосы карандашом,
сопровождая произношением длинного ка-а-ап - ка-а-ап (дождь), и короткого капкап (дождик).

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры
Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке, покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится
Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения. Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки.

3. Заведите дома большую библиотеку
Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

4. Не заставляйте дочитывать до конца
Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта.

5. Покажите, что удивительного в книгах
Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность
Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

7. Не ставьте условий
Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

8. Выбирайте красивые книги
Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

9. Оставляйте книги на видном месте
Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка.

10. Читайте вместе с ребенком
Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.